Претворяя в жизнь постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», судебно-следственные органы в тесном взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями осуществляли комплекс мероприятий по активизации борьбы как с пьянством и алкоголизмом, так и с правонарушениями на алкогольной почве.
Благодаря постоянному вниманию к вопросам искоренения пьянства со стороны партийных комитетов, поднятию активности общественности и другим мерам повсеместно сложилась устойчивая система решения этих проблем. Значительно повысилась роль трудовых коллективов и общественных формирований по месту жительства граждан. В производственных коллективах организованы десятки тысях советов профилактики правонарушений, а по месту жительства трудящихся функционируют тысячи общественных пунктов охраны порядка. Активную антиалкогольную работу проводят комиссии по борьбе с пьянством, созданные при исполкомах местных Советов народных депутатов.
Значительно шире и действеннее стала вестись на местах антиалкогольная пропаганда. По данной тематике в Казахской ССР прочитано лекций и проведено бесед27:
в 1975 г.--3350; | 1978 г.--4242; |
1976 г. --3370; | 1979 г. --4370; |
1977 г.--4101; | 1980 г.--4391. |
Больше внимания стало обращаться на усиление профилактики пьянства, своевременное удаление из общественных мест лиц, находящихся в состоянии опьянения, и применение к ним установленных законом мер воздействия. Намного возросли возможности и стали более разносторонними средства органов внутренних дел, ведущих борьбу с пьянством: действеннее стала использоваться сила закона; активизировалась деятельность по выявлению и привлечению к уголовной ответственности самогонщиков, шинкарей, лиц, занимающихся спекуляцией спиртными напитками или нарушающими установленные ограничения торговли ими; стали шире применяться меры административного воздействия к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии опьянения, острее реагировать на случаи пьянства подростков и молодежи; активнее выявлять и направлять на принудительное лечение злостных пьяниц; значительно расширилась сеть лечебно-трудовых профилакториев, медицинских вытрезвителей, сформированы подразделения спецмедслужбы, улучшена их оснащенность транспортными и оперативно-техническими средствами. Исходя из накопленного положительного опыта работы по профилактике пьянства и правонарушений, совершаемых на этой почве, выработаны принципы организации, формы координации усилий и методы совместного проведения мероприятий органов внутренних дел, опорных пунктов правопорядка и советов профилактики трудовых коллективов. Выводы и рекомендации, полученные в результате научных исследований вопросов борьбы с пьянством и алкоголизмом, оказывают помощь практическим работникам, осуществляющим эту борьбу.
На всесоюзных и республиканских междуведомственных конференциях по проблемам борьбы с пьянством и алкоголизмом особое внимание уделялось вопросам индивидуальной профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками. На этих конференциях были выработаны рекомендации о формах и методах профилактической деятельности и взаимодействия государственных органов и общественных организаций в деле борьбы с пьянством или алкоголизмом, предложения по совершенствованию практики применения противоалкогольного законодательства, повышению эффективности лечения хронических алкоголиков и усилению антиалкогольной пропаганды28.
В решении этой проблемы наряду с активизацией применения правовых (уголовных, административных, гражданских) мер воздействия, особое значение приобретают такие реальные факторы профилактики преступности на алкогольной почве, как организация досуга населения, мобилизация общественного мнения на борьбу с пьянством и алкоголизмом.
Профилактика становится важнейшим направлением деятельности медицинских вытрезвителей. В медицинских вытрезвителях введены специальные работники -- инспектора по профилактике; в республиканских, краевых и областных центрах при наиболее крупных медицинских вытрезвителях организованы профилактические (методические) кабинеты, многие из которых оборудованы звукозаписывающей аппаратурой, фото- и киноаппаратурой, художественно оформлены наглядной агитацией. В методические кабинеты приглашаются злостные пьяницы и алкоголики вместе с близкими родственниками и представителями предприятий, где они работают, для разъяснения требований антиалкогольного законодательства, проведения бесед о правовых и иных последствиях злоупотребления спиртными напитками.
Оценивая гражданско-правовые формы борьбы с пьянством, следует отметить, что ограничение дееспособности лиц, злоупотребляющих алкоголем и ставящих свою семью вследствие этого в тяжелое материальное положение, не только смягчает последствия злоупотребления спиртными напитками для близких и оказывает индивидуальное воздействие на пьяниц, но и способствует формированию общественного мнения, воспитанию в массах отрицательного отношения к пьянству, имеет большое общепрофилактическое значение.
В работе по профилактике пьянства и алкоголизма важная роль принадлежит средствам массовой информации. В последние годы возросло количество и повысилось качество теле-, радиопередач, разъясняющих вредные последствия пьянства для народного хозяйства, семьи и здоровья. Значительное место этим вопросам уделяется в печати: с 1979 года число антиалкогольных публикаций возросло в 3--4 раза.
Большое значение придается организации наглядной агитации о вреде алкоголя: выпускаются фотовитрины, сатирические плакаты и газеты.
Роль трудовых коллективов в осуществлении профилактической работы неуклонно повышается. Подвергая публичному осуждению тот или иной поступок, коллектив открыто и прямо выражает свое отношение к моральному облику лица, злоупотребляющего спиртными напитками, формирует его общественные позиции. Одна из самых эффективных форм общественной самодеятельности трудящихся, способствующая предупреждению правонарушений и воспитанию граждан в духе коммунистической морали,-- товарищеские суды. Постоянная поддержка общественных организаций и администрации предприятий позволяет товарищеским судам положительно влиять на улучшение трудовой дисциплины, сокращение фактов пьянства и нарушений общественного порядка.
Важным фактором в профилактике пьянства является правильная организация свободного времени, всестороннее развитие личности. Как показывают исследования, многие из лиц склоняются к злоупотреблению спиртными напитками вследствие низких культурных запросов или отсутствия необходимых условий для разумного досуга. Для успешного решения этих вопросов административные органы координируют свои усилия с партийными, советскими и комсомольскими органами, а также с другими заинтересованными ведомствами.
За последние годы не только значительно расширилась сеть лечебно-трудовых профилакториев, но и одновременно появилась новая форма лечения и трудового перевоспитания хронических алкоголиков -- наркологические отделения на промышленных предприятиях, где лечение организовывается без отрыва от работы.
Осуществление указанных выше мероприятий пока не привело к резкому снижению проявлений пьянства и алкоголизма, которые наносят значительный урон производству, здоровью, быту и воспитанию молодежи.
На почве злоупотребления алкоголем все еще совершаются прогулы. Пьянство снижает производительность труда. Оно оказывает отрицательное влияние на семейные отношения (более
бракоразводных дел на практике возбуждается сторонами по причине пьянства одного из супругов) и в конечном счете -- на воспитание детей.
Все это, на наш взгляд, -- следствие того, что не всегда на должном уровне осуществляются на местах намеченные партией и правительством меры по искоренению пьянства; не до конца выполняется программа сокращения производства крепких спиртных напитков и плодово-ягодных вин; торгующие организации и предприятия общественного питания иногда не вникают в суть взаимосвязей планов товарооборота и реализации спиртных напитков и, как правило, стремятся выполнять план товарооборота за счет увеличения продажи спиртных напитков; нет жесткого контроля за соблюдением ограничений мест и времени продажи крепких спиртных напитков; редко применяются предусмотренные законом меры административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах.
Случаи нарушения правил ограничения торговли спиртными напитками свидетельствуют о том, что органы Госинспекции по торговле, руководители торгующих организаций, общественные организации, а также другие лица, обязанные проводить в жизнь требования закона по данному вопросу, не всегда выполняют свои обязанности и не принимают действенных мер против таких нарушителей. Например, по Октябрьскому району Караганды из числа лиц, доставленных в 1977 году в медвытрезвители, употребляли спиртные напитки и опьянели:
Однако mo данным управления Госинспекции по торговле по Карагандинской области за 1977 год переданы для привлечения к административной ответственности в административные комиссии исполкомов 57 нарушителей правил торговли спиртными напитками, из них 25 материалов по Октябрьскому району оставлены административной комиссией без рассмотрения и к виновным не были применены меры воздействия.
Встречаются случаи, когда вопреки существующему законоположению работники торговли и общественного питания за вовлечение несовершеннолетних в пьянство не привлекаются к административной или уголовной ответственности. Комиссии по делам несовершеннолетних и комиссии по борьбе с пьянством исполкомов местных Советов не всегда выясняют, каким образом становятся возможными подобного рода факты пьянства среди несовершеннолетних, и не принимают активных мер к защите их физического и нравственного здоровья. На местах к применению норм закона об ответственности за деяния, распространяющие пьянство, иногда относятся как к кратковременной кампании, связанной с принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». В связи с этим сократилось количество выявленных и преданных суду самогонщиков, спекулянтов, нарушителей правил торговли спиртными напитками.
Названные выше преступные деяния имеют специфическую общественную опасность, представляют собой источник распространения пьянства и преступности и иных антиобщественных явлений. Поэтому неприменение или неэффективное применение законов об ответственности за эти деяния влечет серьезные последствия, значительно снижает остроту борьбы с пьянством и алкоголизмом, а также с преступностью вообще.
Комиссии по борьбе с пьянством не везде стали организующим центром проведения в жизнь законодательства против алкоголизма. Большинство из них сводит свою работу к различного рода проверкам предприятий и проведению по ним заседаний; недостаточно изучают и выявляют факты нарушения противоалкогольного законодательства; не вносят в соответствующие органы и организации представлений об устранении недостатков по их исполнению, ходатайств о направлении на принудительное лечение алкоголиков и злостных пьяниц, об ограничении дееспособности вследствие алкоголизма и т. д.
Таким образом, некоторые проявления пьянства и алкоголизма, несмотря на предпринимаемые партией и правительством меры, все еще имеют место. Кроме того, в условиях отдельных регионов в отдельные периоды они получают более или менее интенсивное развитие. Но это не имеет ничего общего с объективной закономерностью развития нашего общества и нисколько не может служить свидетельством отсутствия необходимых социально-культурных условий или материально-экономических предпосылок для полного искоренения пьянства. Наоборот, оно чуждо образу жизни людей общества развитого социализма и бытует у нас как результат допускаемых нарушений, искажений или непоследовательного проведения в жизнь антиалкогольной политики, установленной партией и Советским государствам. Поэтому ЦК КПСС своевременно и обоснованно поставил в постановлении «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» перед партийными, советскими, правоохранительными органами и общественными организациями задачу: «Осуществить более действенные меры по профилактике пьянства, усилению общественного и правового воздействия на пьяниц, строгому соблюдению установленных правил торговли спиртными напитками, расширению сети наркологических учреждений, в том числе на предприятиях; активизировать антиалкогольную пропаганду, сделать ее более убедительной и действенной»29.
Профилактика пьянства и связанных с ним проступков приобретает еще более актуальное значение в свете Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, предписывающих (ст. 4) государственным органам, общественным организациям, трудовым коллективам разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения советских законов30.